Практически во всех случаях обязанности у Потребителя в доказывании не имеется, однако судьи часто это правило игнорируют.
Поэтому в судебном процессе надлежит доказать следующее:
1) то, что руководитель или иное должностное лицо торгового места отказались выполнить следующие действия, которые потребитель вправе по своему выбору требовать от продавца, а именно:
- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- замены товара на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- расторжения договора купли-продажи;
2) то, что установлен гарантийный срок (срок годности) для этого товара;
3) то, что зафиксирована дата, когда потребитель уведомил продавца о недостатке товара (уведомление должно быть сделано в пределах гарантийного срока товара);
4) наличие понесенных потребителем убытков вследствие приобретения товара ненадлежащего качества (если они есть).
Обязанность по доказыванию распределяется по общему правилу. В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В первую очередь должны быть представлены и исследованы документы, устанавливающие характер взаимоотношений сторон, их права и обязанности (договор, квитанция, квитанция-обязательство, квитанция-заказ, транспортная накладная, расчет убытков, которые, по мнению истца, должны быть возвращены ответчиком, и другие документы). Помимо общего правила распределения обязанности по доказыванию выделяют и специальные правила, когда обязанность доказывания может быть переложена на одну из сторон.
Для подтверждения предмета доказывания в суд нужно представить необходимые доказательства по делу. Такими доказательствами могут быть:
- документ, подтверждающий покупку товара в соответствующем торговом месте. Однако если такого документа у потребителя нет, то в соответствии со ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" это не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. На потребителя возлагается обязанность доказать, что именно в этом торговом месте был куплен товар. Подобным доказательством могут служить: отметки о продаже в паспорте товара, договор купли-продажи, квитанция, транспортная накладная;
- заключение специалиста. В том случае, когда при рассмотрении спора в суде возникнут вопросы, для разрешения которых требуются специальные познания, то по ходатайству любой из сторон судом может быть назначена экспертиза;
- заключение мастерской гарантийного обслуживания об установленных неисправностях технически сложных товаров, если товар относится к технически сложным товарам;
- претензия потребителя ответчику с указанными требованиями с отметкой, подтверждающей факт вручения претензии продавцу;
- ответ на претензию. По общим правилам гражданского права срок, в течение которого ответчик должен дать письменный ответ, устанавливается в один месяц;
- доказательства, подтверждающие убытки потребителя от использования товара ненадлежащего качества.
Законом РФ "О защите прав потребителей" потребителю предоставляется возможность выбора суда, в который он может обратиться с иском.
В соответствии со ст. 17 данного Закона иск предъявляется в суд:
- по месту жительства ответчика, а иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации;
- по месту жительства или пребывания истца;
- по месту заключения или исполнения договора;
- по месту нахождения филиала или представительства, если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства.
Полномочия потребителей в указанном Законе расширены за счет освобождения их от обязанности по уплате государственной пошлины при обращении в суд. Такая мера обеспечивает возможность обращения за защитой своих прав даже представителям малообеспеченных слоев населения, у которых нет финансовой возможности заплатить государственную пошлину, а также стимулирует к активному отстаиванию своих интересов остальных потребителей, поскольку они освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.